Одной из основных причин, почему я так сильно хотел попасть на выставку «ИгроМир 2015», стал тот факт, что там впервые в России будет продемонстрирована гарнитура виртуальной реальности PlayStation VR. Притягательность нового гаджета всегда немного дурманит, а учитывая, что я просто не могу пройти мимо нового игрового аксессуара для консоли PlayStation 4, и вовсе сделало мой визит на стенд компании Sony неизбежным. Итак, я тщательно исследовал предмет своего интереса и теперь готов поделиться с вами своими впечатлениями от гарнитуры.
В 2014 году Sony объявила о том, что вступает в гонку по разработке шлемов виртуальной реальности, в которой на тот момент был единственный серьёзный игрок – Oculus Rift, а также несколько компаний рангом поменьше. Проект носил кодовое название Project Morpheus, а работали над ним лучшие инженеры японской компании, включая нашего с вами соотечественника Антона Михайлова, который в своё время разработал для Sony контроллеры PlayStation Move, которые позволяли отслеживать движения рук игроков в пространстве при помощи светящихся сфер, гироскопов, акселерометров и видеокамеры. Нужно отметить, что это не первый опыт Sony в области шлемов виртуальной реальности. Ещё в 1997 году она выпускала шлем Glasstron, с помощью которого можно было играть в MechWarrior 2, словно ты находишься в кабине гигантского боевого робота. Японская компания, как оказалось, уже около трёх лет работала над прототипом новой VR-гарнитуры для своих консолей, и вот, наконец, ей было что показать публике.
Скажу честно: попасть на стенд Sony было непросто даже журналистам. В первый «бизнес-день» выставки доступ к стенду имели лишь привилегированные представители прессы, к коим Sony решила нас не относить. Право фотографировать и тестировать на себе гаджет имели лишь те, кто за долгое время до проведения выставки был внесён в списки первых счастливчиков и пришёл в строго оговорённое время. Но мы ведь не лыком шиты, поэтому решили наверстать упущенное в оставшиеся дни «ИгроМира». Уже на следующее утро мы стояли около стенда одними из первых в живой очереди, так как в оставшиеся дни для прессы со стороны Sony никаких поблажек предусмотрено не было. «У нас тут демократия», — заявил один из сотрудников стенда компании. Ну, демократия так демократия.
А очередь к инновационному гаджету, который должен поступить в продажу не раньше весны 2016 года, выстроилась просто гигантская. Мы-то воспользовались своими пропусками и просочились в зал за несколько минут до того, как туда впустили обычных посетителей. Но буквально спустя секунды за нашей спиной выстроилась очередь из нескольких десятков школьников с горящими глазами. Вереница людей продолжала расти с невероятной скоростью. Учитывая, что на стенде Sony было всего три гарнитуры PlayStation VR, а на демонстрацию одной демоверсии уходило порядка пяти минут, вы можете представить, как медленно продвигалась эта очередь. Забегая немного вперёд, расскажу вам, что на следующий день мне пришлось героически отстоять в очереди два с половиной часа, чтобы опробовать на себе вторую из представленных демоверсий. Но все эти неудобства определённо того стоили.
Начну свой рассказ с физических ощущений от гарнитуры. Ощущения эти исключительно положительные. Никаких тугих ремней, как в случае с первыми ревизиями Oculus Rift. Здесь всё основано на системе раздвижных дужек, как в наушниках, только дужка эта крепится не сверху, а на вашем затылке. Спереди шлем снабжён мягкой подушкой, которая упирается в ваш лоб и равномерно распределяет нагрузку таким образом, чтобы вы не испытывали дискомфорта. Гарнитура очень лёгкая, так что нельзя сказать, что голова или шея быстро от неё устанут. Крепление удобно раздвигается и подгоняется под диаметр вашей головы. Есть на гарнитуре особая кнопка, которая регулирует расстояние виртуального экрана от ваших глаз. Она расположена справа под «забралом» гарнитуры. Нажав на неё, вы можете свободно отрегулировать положение экрана на свой вкус, просто передвигая экран вперёд и назад. Лично я максимально притянул его к своим глазам, чтобы полностью погрузиться в вымышленные миры. Кстати, людям, которые носят очки, не о чем переживать. PlayStation VR предусматривает это и позволит вам оказаться в виртуальной реальности, не снимая очков.
Здесь следует заметить одну небольшую деталь. Когда вы надеваете на себя PlayStation VR, то видите небольшой зазор между гарнитурой и вашим носом внизу, сквозь который пробивается свет снаружи. Поначалу я подумал, что это было сделано для того, им могли воспользоваться граждане с особенно выдающимся шнобелем, но затем понял, что это специальное инженерное решение, служащее совершенно другой цели. Для чего оно нужно? Для того чтобы человек не забывал, что всё это не настоящее, а всего лишь плод фантазии программистов и художников. После того, что мы ощутили и увидели на стенде PlayStation VR, эта крошечная «щель», связывающая вас с реальным миром, становится неким спасательным тросом, который успокаивает вас в особенно напряжённые моменты игры и не позволяет потерять самообладание.
Гарнитура PlayStation VR не снабжена встроенными наушниками, как Oculus Rift. Поэтому вам придётся поверх неё надевать свои собственные наушники. Для консоли PlayStation 4 выпускаются наушники Gold Wireless Stereo Headset с объёмным звучанием, которые способны симулировать до 60 виртуальных источников звука. Если не хочется разоряться на фирменные наушники, подойдут любые другие, совместимые с PS4. Вообще, в плане необходимых для работы дополнительных гаджетов PlayStation VR представляет собой целый конструктор. Только представьте: помимо гарнитуры и консоли вам понадобится камера PlayStation Camera, совместимые с консолью наушники, а также контроллеры PlayStation Move, да, те самые, со светящимися сферами. У меня, к счастью, всё это в коллекции имеется. Я купил эти аксессуары ещё в те времена, когда о виртуальной реальности для PS4 ничего не было известно, так что сейчас бесконечно этому рад. А что делать тем, кто только собирается приобрести себе PlayStation VR? Это серьёзный вопрос.
Картинка на внутреннем экране гарнитуры очень качественная. Я сужу о ней на основе своих небольших познаний в области виртуальной реальности. Нет, я не пробовал финальную версию Oculus Rift, которая должна поступить в продажу, но по сравнению с первыми ревизиями гарнитуры Палмера Лаки PlayStation VR в моих глазах выигрывает по качеству картинки. Учитывая, что картинка эта имеет разрешение 960 на 1080 пикселей на один глаз (общее разрешение экрана 1920 на 1080 пикселей), то можно представить себе, что станет, когда в будущем появятся подобные гарнитуры с разрешением 4К и выше. В данный момент очень малое число людей обладают компьютерами, способными выдавать подобное разрешение, так что нам придётся запастись терпением. Что же касается консоли PlayStation 4, а именно с неё были запущены все демки на стенде (я лично заглядывал в запертые на замок тумбочки, внутри которых располагалось демонстрационное оборудование), то она вполне успешно справлялась с поставленной перед ней задачей и выдавала необходимое разрешение с частотой обновления 120 кадров в секунду.
Технически гарнитура была значительно подтянута с момента первой демонстрации в 2014 году. Помимо увеличенного разрешения 5,7-дюймового OLED-дисплея и повышенной частоты обновления изображения, которой инженеры Sony добились благодаря уникальной технологии вставки промежуточных кадров, был увеличен угол обзора, который теперь составляет 100 градусов. Скажу честно: краёв картинки не видно. Ты видишь виртуальный мир, но боковым зрением не замечаешь его краёв, и это просто восхитительное ощущение. Никаких задержек между моими движениями и реакцией виртуальной реальности на них я не заметил. Разработчики утверждают, что добились невероятно низкой задержки – всего 18 миллисекунд. Что ж, у меня нет оснований им не доверять в этом вопросе. Картинка невероятно плавная и реалистичная. Буквально спустя несколько секунд ты начинаешь забывать, что это лишь игра, и растворяешься в виртуальном мире. Наверное, это можно назвать несомненным плюсом новой технологии. Единственное, что пока лично меня смущает – это провода, которые тянутся от консоли к PlayStation VR. Разработчики обещают сделать её беспроводной в будущем, но вряд ли они успеют избавиться от кабеля к официальному релизу в 2016 году. Хотя кто их знает?
Я начал своё знакомство с PlayStation VR с демоверсии, которую разработала японская студия Capcom, знакомая всем вам своими сериями игр Resident Evil и Street Fighter. Демка называлась The Kitchen и представляла собой пятиминутный хоррор, который чем-то напомнил мне недавний ужастик P.T. от Хидео Кодзимы и Гильермо дель Торо. Меня усадили на стул, дали в руки геймпад DualShock 4 и строго-настрого запретили что-либо нажимать на нём. Поначалу я растерялся, но затем понял, что всё это не просто так. Вы обнаруживаете себя связанным посреди тёмного помещения, напоминающего кухню загородного дома. Слева от вас грязные окна, справа – огромный старый холодильник и полки с посудой. Прямо перед вами стоит штатив с работающей видеокамерой, а на полу в углу лежит тело неизвестного мужчины. Опустив глаза вниз, я обнаружил свои связанные запястья. Теперь мне стало понятно, зачем нужно держать в руках геймпад: так ты располагаешь ладони максимально близко друг к другу, что соответствует их положению в игре. Свою роль сыграл и тот факт, что мой персонаж в игре был одет в такие же джинсы, как и я. Я видел свои ноги сквозь щель внизу гарнитуры и тут же видел их продолжение в виртуальной реальности. Поверьте мне, это многократно добавляет реализма происходящему. Сначала я толкнул и уронил своими руками штатив с камерой, а от грохота очнулся загадочный мужчина, который всё это время был без сознания. Он вскочил, схватил какой-то нож и попросил меня приподнять руки, чтобы ему было удобнее разрезать мои путы. Я приподнял геймпад, а он начал резать верёвки лезвием, при этом судорожно бубня себе под нос, что нужно немедленно уходить отсюда. За его спиной из ниоткуда возникла женщина с длинными спутанными волосами и лицом, искажённым адской гримасой. Она бросилась на него и оглушила. Затем подняла нож и приблизилась ко мне. Лезвие покачивается у меня перед носом, и я могу отчётливо рассмотреть свисающие пряди её грязных волос и безумные глаза. Хочется отодвинуться от неё назад, но некуда – мешает спинка стула, на котором я сижу. Внезапно женщина вонзает нож мне в левую ногу. Вы можете мне не поверить, но в эту секунду я испытал фантомную боль, словно лезвие вошло не в виртуального героя, а в мою собственную плоть. Это чувство сложно описать словами, поэтому просто поверьте мне на слово – эффект присутствия невероятный. Что происходит в демоверсии дальше — я рассказывать не стану, чтобы вы смогли сами ознакомиться с этой демкой, когда PlayStation VR поступит в продажу. Наверняка Sony опубликует её в свободном доступе. Однако скажу, что The Kitchen – это невероятный опыт для ценителей хорроров и искателей новых впечатлений. К сожалению, я не смогу показать вам ни одного кадра из этой демки, так как она специально запускается без демонстрационного телевизора, чтобы сохранить в тайне сюжет. Было интересно наблюдать со стороны за другими людьми, которые пробовали The Kitchen после меня. Они вздрагивали, кричали и пытались подскочить со стула, но сотрудники стенда их успокаивали. Демка действительно очень страшная, с этим спорить глупо.
Вторая демоверсия, которую я опробовал на себе, – это произведение британской студии London Studio. Называется она The London Heist и повествует о буднях представителей криминального мира. Формат выставки «ИгроМир 2015» не позволял показать нам полную версию демки, поэтому она запускалась в урезанном виде. Из неё была полностью вырезана часть с погоней и перестрелкой на автомобилях. Но даже то, что оставили нам организаторы, производит неизгладимое впечатление и запоминается надолго. Всё начинается с того, что вы, как и в случае с The Kitchen, сидите связанный на стуле в некоем подвальном помещении. Перед вами стоит лысый ухмыляющийся бандит с газовой горелкой в руках, который, видимо, собирается вас пытать, чтобы выведать некую ценную информацию. Предварительно вам в каждую руку дают по контроллеру PlayStation Move, чтобы вы могли видеть свои конечности в виртуальном пространстве. Поначалу меня смутило, что я не мог обнаружить свои руки нигде поблизости, хотя подносил контроллеры к глазам, а затем выяснилось, что просто нужно было немного подождать и игра позволит вам свободно манипулировать ими. В тот момент, когда бандит уже поднёс свою горелку к моим глазам, раздаётся телефонный звонок. Его босс просит передать трубку мне, и он, как бы издеваясь, держит телефон над моей головой. Именно в этот момент вам нужно протянуть руку, взять смартфон и поднести его к уху. Любопытно, что именно в этом ухе вы будете слышать голос телефонного собеседника, как я уже говорил выше – объёмный звук в случае с виртуальной реальностью очень важен. После этого мы переносимся в прошлое, где вам предстоит ограбить некое богатое поместье. Вы осматриваете чей-то кабинет, открываете шкафчики письменного стола, обнаруживаете пистолет и несколько обойм для него, находите ключ и вскрываете сейф с драгоценностями, но в эту же самую секунду срабатывает сигнализация, и к вам сбегаются охранники. Перестрелка выглядит просто шикарно. Вы можете прятаться, уворачиваться, пригибаться, параллельно отстреливаясь от врагов и перезаряжая свой пистолет. Оружие перезаряжается, как в реальной жизни – вы хватаете обойму со стола и вставляете её в пистолет. Первые несколько секунд стрелять непривычно, но очень быстро вы освоитесь и начнёте попадать неприятелям прямо в их ухмыляющиеся головы. Враги кинематографично падают и ломают своими телами мебель, срываются с балкончиков, прячутся от вас за различными укрытиями. Всё заканчивается слишком быстро, и вам хочется добавки, но когда с вас снимают гарнитуру, вы видите пару сотен людей, которые много часов стоят в очереди и тоже жаждут прикоснуться к новой технологии. Кстати, если в The Kitchen разрешение картинки мне казалось несколько зернистым, то в The London Heist зернистость уже не бросалась в глаза, что наталкивает на мысль об использовании разных разрешений в разных играх.
Третья демоверсия – это ответвление космической стратегии EVE Online под названием EVE Valkyrie в жанре космических симуляторов. Мы её уже видели раньше в версии для Oculus Rift, поэтому отстаивать очередь в третий раз не решились. Да и глядя на длину этой самой очереди, становилось понятно, что мы успеем состариться и умереть гораздо раньше, чем она закончится. Тем не менее мы опросили очевидцев, которым удалось опробовать демку на себе. Им она очень понравилась, впрочем, кажется, среди людей, покинувших стенд PlayStation VR, нельзя было встретить недовольные лица. И представители прессы, и рядовые посетители выставки сходились во мнении, что это полный восторг и самый ожидаемый геймерский аксессуар начала 2016 года.
Впрочем, не обошлось без небольших технических накладок и неприятных моментов, которые я не собираюсь замалчивать. Например, пару раз во время демки The London Heist положение моих рук в виртуальном пространстве как бы немного съезжало в сторону, но затем они возвращались на своё место. Ещё пару раз при мне консоли с демоверсиями зависали, и их приходилось перезапускать. Всё это можно списать на то, что программное обеспечение пока ещё достаточно сырое и у разработчиков есть несколько месяцев на то, чтобы оптимизировать и отладить его. Также лично меня сильно возмутил тот факт, что один из волонтёров (да, Антон, это мы о тебе), которого пиарщики Sony наняли для работы на стенде, постоянно корчил гримасы посетителям в гарнитуре, пользуясь тем, что те его не видят. Он ходил вокруг них и откровенно над ними издевался, забавляя толпу. Ничего смешного лично я в этом не увидел. По мне это было неуместно и очень некрасиво с его стороны. Но кто я такой, чтобы судить? Впрочем, остальные сотрудники стенда были вполне доброжелательны и приятны в общении.
PlayStation VR, несомненно, является очень привлекательным приобретением для всех любителей видеоигр. Разумеется, перед нами встаёт очевидный вопрос: а многие ли игры будут поддерживать его на консоли PlayStation 4? На сегодняшний день для гарнитуры заявлены такие игры, как Adrift, Ark: Survival Evolved, EVE Valkyrie, Project CARS, Surgeon Simulator, War Thunder и десятки других. Здесь следует учитывать, что я перечислил лишь несколько мультиплатформенных проектов, без учёта тех игр, которые готовит к выпуску сама Sony. А она ведь даже создала отдельную студию для разработки эксклюзивных VR-игр. Даже если на старте продаж доступных игр будет немного, я готов ждать, сколько придётся и всё это время баловать себя техническими демоверсиями, коих на сегодняшний день для PlayStation VR было создано уже больше двух десятков. Вспомните хотя бы демку Summer Lesson, в которой можно будет общаться с очаровательными японскими девушками – разве не прелесть? Следующий год обещает быть жарким, ведь в продажу поступят сразу три гарнитуры виртуальной реальности от крупных производителей HTC/Valve, Oculus VR и Sony. Осталось лишь дождаться их релиза и сравнить цены, так как на сегодняшний день мы не знаем стоимости ни одного из этих трёх гаджетов.