Обнаружен микроквазар, испускающий мощное гамма-излучение

Исследование далекого (и не очень) космоса может пролить свет на устройство нашей галактики и даже всей вселенной. Ежедневно ученые со всего мира наблюдают за небесными телами и галактиками и очень часто эти труды вознаграждаются. Недавно мы писали о том, что телескоп «Хаббл», возможно, нашел первую экзолуну и вот сейчас стало известно, что и буквально «у нас под боком», прямо во Млечном Пути, был обнаружен мощный источник гамма-излучения. При более подробном исследовании выяснилось, что его испускает довольно уникальный микроквазар.

Микроквазары представляют собой бинарные звездные системы, состоящие из двух компонентов: обычной звезды и нейтронной звезды или черной дыры. Обычная звезда в таких системах гравитационно связана с первым объектом и движется вокруг него по орбите. При этом вещества и элементы звезды из-за сильной гравитации переходят в область более «сильного» объекта. Это создает выброс энергии. По сути микроквазары – это те же квазары, только последние, как правило, имеют в своем центре сверхмассивную черную дыру.

Как сообщает редакция журнала Nature, группа исследователей из Мичиганского технологического университета, изучая отдаленные участки Млечного Пути, на расстоянии 15 световых лет от Земли обнаружила вышеописанный объект, названный SS 433. Объект привлек внимание ученых благодаря необычному гамма-излучению. Оно оказалось в 25 триллионов раз мощнее излучения нашего Солнца. Уникальность SS 433 заключается еще и в том, что все известные на сегодня вспышки квазаров и микроквазаров направлены в сторону Земли, а вот SS 433 искускает их как-бы «под углом», что позволяет получить больше данных.

HAWS (High-Altitude Water Cherenkov Observatory). Именно отсюда и зафиксировали излучение микроквазара SS 433

Ученые предположили, что вещество со звезды образует аккреционный диск у поверхности черной дыры, из-за чего периодически происходят мощные выбросы энергии. Сейчас эксперты надеются, что новые данные могут пролить свет на физические процессы, происходящие на квазарах и микроквазарах.

Эту и другие новости вы можете обсудить в нашем чате в Телеграм.