Лазер против глобального потепления

Ученые надеются воздействовать на климатические условия, дробя ледяные кристаллы в перистых облаках при помощи лазера. Несколько дней назад в журнале Science Advances исследователи рассказали об удачном эксперименте по дроблению мельчайших частиц льда в лабораторных условиях. Известно, что чем мельче частицы льда в облаках и чем их больше, тем интенсивнее облака отражают падающий на них свет. Ученые надеются, что, размельчая ледяные кристаллы, парящие в небе, можно отражать солнечный свет обратно в космос и тем самым бороться с глобальным потеплением.

Ученые из Университета Женевы и Технологического института Карлсруэ запускали капли воды в холодильную камеру, имитирующую атмосферные условия на большой высоте, где обычно формируются перистые облака. Вода в камере замерзала, образуя сферические частицы льда, которые ученые дробили, используя мощные вспышки лазера.

При попадании лазерного луча на частицу, в ее центре температура резко возрастает и частица взрывается, причем большая ее часть превращается в пар. Однако водяные пары быстро конденсируются, образуя еще более мелкие частицы.

Автор исследования Мэри Мэттьюз (Mary Matthews) из Женевского университета уверена, что технологию придется еще очень долго совершенствовать, прежде чем она будет использована на практике.

«Мы рассчитываем, что прогресс лазерной техники подарит нам более мощные мобильные лазеры, которые можно будет использовать в полевых условиях», — сказала Мэттьюз.

Однако манипуляции с облаками могут иметь и опасные последствия. Труде Сторелвмо (Trude Storelvmo), метеоролог из Йельского университета, напоминает, что облака препятствуют не только лучам, идущим от Солнца, но и излучению, которое испускает нагретая земля. Поэтому, повышая отражающую способность облаков, можно усилить парниковый эффект.

«Метод представляется перспективным, однако применять его следует только к перистым облакам определенного типа — тем, которые обладают повышенной толщиной», — сказала Сторелвмо.

Дэвид Митчел (David Mitchell) из Института по исследованию пустынь Рино (штат Невада) ставит под сомнение эффективность технологии. Он отмечает, что для обеспечения лазера энергией придется сжигать ископаемое топливо, насыщая атмосферу веществами, которые провоцируют глобальное потепление.

«Я считаю исследование очень интересным, но не представляю, как его можно использовать для охлаждения нашей планеты», — заявил Митчел.