Инспекция показала, что у ракеты-носителя NASA SLS очень большие проблемы

Сроки введения в эксплуатацию, а также стоимость разработки новой сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которую аэрокосмическое агентство NASA планирует использовать для доставки людей на Луну и Марс, могут снова увеличиться. Главный инспектор NASA, которые время от времени проводит аудит космических программ агентства, опубликовал новый отчет, касаемо прогресса разработки SLS, сообщает портал The Verge. Проблем, связанных с проектом, как оказалось, гораздо больше, чем думалось.

Согласно новым прогнозам, ракета, разработка которой уже несколько раз сталкивалась с перерасходом средств и задержками финансирования, обойдется США на несколько миллиардов долларов больше, чем ожидалось. Кроме того, ракета-носитель, вероятнее всего, не будет готова к своему первому запуску, намеченному на июнь 2020 года.

Главным виновником такого положения дел отчет называет компанию Boeing — основного подрядчика, занимающегося созданием SLS. Отмечается, что компания столкнулась с серьезными проблемами при разработке основной ступени ракеты. Изначально предполагалось, что дебютный тестовый запуск первой ступени SLS будет произведен в июне 2017 года. Однако сейчас по самым оптимистичным прогнозам запуск состоится не раньше декабря 2019 года. Но тут же отмечается, что есть вероятность переноса запуска на более поздний срок. По мнению генерального инспектора, основные проблемы связаны с «низким уровнем производительности» со стороны Boeing. В отчете говорится, что компания неоднократно давала неправильные оценки объемам оставшихся работ для завершения основной ступени, а также тому, сколько для этого может потребоваться людей.


Поскольку существует большая вероятность увеличения сроков задержки запуска, агентству стоит ожидать очередного повышения общей стоимости разработку SLS. Согласно текущим прогнозам, на доработку первой ступени силами Boeing, а также работу по подготовке ракеты к предстоящим запускам к 2021 году американское космическое агентство потратит 8,9 миллиарда долларов, что практически в два раза больше изначального бюджета разработки. И это, если не считать затрат на сотрудничество с другими подрядчиками. Например, доработка основных двигателей ракеты, которые использовались еще в программе космических шаттлов и производятся компанией Aerojet Rocketdyne, обошлась агентству в более чем 2 миллиарда долларов.

Задержки и постоянно раздувающийся бюджет уже давно стали типичной проблемой для программы разработки ракеты SLS, говорится в отчете. Первый запуск носителя ожидался еще в прошлом году, однако дебют так и не состоялся. С начала разработки в 2010 году и на текущий момент на создание ракеты NASA потратило почти 12 миллиардов долларов. В ноябре 2017 года агентство запланировало запуск на 2019 год, однако позже запуск был перенесен на 2020-й. Согласно экспертному мнению, и этот срок кажется маловероятным.

Одна из частей первой ступени ракеты-носителя SLS в сборочном цехе

Сама компания Boeing связывает постоянные задержки в разработке с недостатком выделяемого финансирования, однако в разговоре с инспектором официальные лица NASA заявили, что дело совсем не в деньгах. Агентство называет основной причиной проблем ошибочные прогнозы и оценки Boeing. Компания не только не смогла грамотно рассчитать объемы предстоящих работ, но еще и предоставляла NASA неправильные прогнозы по поводу сроков и стоимости проекта. Эффективность производства – еще одна проблема, которая указывается в отчете. Лишь половина запланированных задач была выполнена в установленные сроки. Также в отчете говорится о некоторых технических и санитарных проблемах на линии сборки. Свою роль также сыграли форс-мажорные обстоятельства. Торнадо повредил один из сборочных цехов NASA в Новом Орлеане, где производятся некоторые детали для SLS. Это задержало всю производственную цепь на два месяца.

В отчете упоминается и неэффективное руководство со стороны NASA. Агентство не требовало от Boeing предоставления детальной информации о стоимости разработки ступеней для SLS, что в свою очередь не позволяло NASA проследить за всей цепочкой финансовых затрат. В итоге самому агентству оказалось сложно оценить – сможет ли подрядчик вовремя решить поставленные перед ним задачи. Кроме того, документ сообщает о злоупотреблении системой премиальных выплат – бонусов, которые компании получают за быстрое и эффективное выполнение и перевыполнение плана. В отчете говорится, что такие финансовые взаимоотношения между NASA и Boeing выглядят весьма странно, учитывая насколько низкой оказалась эффективность последней. В промежутке между 2014 и 2018 годами компания потратила дополнительные 600 миллионов долларов, отставая при этом от графика работ на два года, однако NASA все равно выплатило компании дополнительные 323 миллиона долларов премиальных.

В документе также прописываются рекомендации для NASA, которые позволят решить все накопившиеся проблемы и завершить разработку проекта. В частности, советуется пересмотреть и более точно определить сроки выполнения поставленных задач, а также пересмотреть условия контракта между двумя организациями, чтобы NASA могло точно знать во сколько обойдется завершение разработки ракеты-носителя.

Источник новости считает, что приводящиеся в отчете данные, могут стать инструментом манипуляции для тех, кто выступает против программы SLS. Противники программы не раз заявляли о чрезмерно высокой стоимости разработки, а также о возможности использования космическим агентством менее дорогих ракет-носителей. На эти аргументы NASA ранее уже отвечало тем, что SLS по завершению строительства станет самой мощной ракетой-носителей в мире, способной выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) до 131 тонны полезной нагрузки. Правда в этом случае речь идет о другой версии SLS (NASA разрабатывает две версии: Block 1 и Block 1B), первый запуск которой состоится не раньше 2024 года (если не будет никаких задержек). Базовая версия SLS (Block 1) будет способна выводить до 95 тонн груза на НОО. А это в свою очередь не многим больше возможностей той же сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy частной американской компании SpaceX – ее грузоподъемность составляет около 64 тонн. При этом стоимость подготовки Falcon Heavy к запуску составляет что-то среднее между 90 и 150 миллионами долларов, что гораздо дешевле запуска SLS.

В целом отчет не несет ничего хорошего тем, кто поддерживает программу SLS. NASA необходимо провести большие изменения в программе разработки, или ракета-носитель рискует так и остаться на земле.

Обсудить новость можно в нашем Telegram-чате.

Похожие записи