Несколько дней назад компания Valve совместно с HTC представила свою гарнитуру виртуальной реальности. Gizmodo уже получил в свои руки один из прототипов и составил первый обзор «игрушки». Предлагаем его вашему вниманию. Скорее знакомьтесь с творением Valve в «своей» области. Далее — от первого лица.
Сегодня я видел будущее. Я имею в виду, что получил шанс попробовать на MWC новую гарнитуру виртуальной реальности, которую разрабатывают Valve и HTC Vive. Как она? Совершенно невероятная.
Гарнитура дает чувство присутствия. Ощущение, что вы не просто видите другой мир, а фактически там находитесь, ваше тело отвезли туда. Пристегните Vive — и вы где-то еще. Я ловил рыбу с обломка корабля, ходил подобно гиганту по полю боя, готовил на виртуальной кухне — и это было невероятно реалистично.
С оригинальным Oculus Rift и штуками вроде Samsung Gear VR это ощущение присутствовало иногда, но было мимолетным. Они не могут отслеживать ваше тело, поэтому как только вы чуть-чуть наклоняетесь, иллюзия рушится. В Oculus Rift DK2 улучшили этот момент, добавив камеру отслеживания движений, которая хотя бы позволяла вам наклоняться, но вы по-прежнему чувствовали себя как без рук. В Project Morpheus Sony улучшила это, позволив вам использовать контроллеры для отслеживания рук.
Но с Vive все зашло туда, куда еще не заходило.
HTC и Valve решили эту сенсорную иллюзию двумя способами. Во-первых, в устройстве есть отслеживание положения. HTC Vive использует два датчика, которые вам нужно повесить на стену под углом 90 градусов. Они довольно много следят за вами, где бы вы ни были, что бы ни делали. Идете, прыгаете, наклоняетесь, поворачиваете голову, смотрите наверх, вниз, влево, вправо — система точно знает, где вы находитесь, определяя позицию вашей головы.
Впрочем, это решает только половину проблемы. Система отслеживания до сих пор не видит ваши руки или кисти рук, поэтому необходимы контроллеры. Есть два таких, по одному на каждую руку. Они довольно похожи на джойстики-нунчаки для Nintendo Wii (сначала мне не разрешили их сфотографировать), только вместо джойстика на вершине каждый из них имеет сенсорную панель вроде той, что на оригинальном контроллере Steam. Сзади имеется курок для вашего указательного пальца. Эти простые контроллеры и представляют ваши «виртуальные» руки.
Сочетание этих двух вещей делает весь опыт работы с HTC Vive невероятным и очень погружающим. Лучшего я никогда не пробовал.
Видите, у контроллеров есть трекеры вроде тех маленьких квадратиков, которые вы можете видеть на гарнитуре, что позволяет Vive точно знать, где вы находитесь (и ваши руки с кистями). На самом деле, Vive показывает вам их, когда вы надеваете шлем. И это невероятно. Вы видите их в реальной жизни, надеваете шлем и продолжаете видеть их в виртуальном мире. Они действуют как отправная точка из реальности в виртуальность; это ваше тело и ваши руки, просто где-то в другом месте. Это небольшая деталь, но она отвечает за различие наших миров.
После того как вы настроите датчики на стене, но прежде чем приступить к делу, вам нужно установить размер комнаты, в которой находитесь. Она становится вашим виртуальным пространство. Это чертов голодек. После того как вы это проделали (и убрали все объекты на своем пути), вы готовы отправляться. И если вы подходите к углу вашего небольшого киберпространства, появляется прозрачная сетка, которая предупреждает: если вы продолжите движение, то стукнетесь о стену и будет больно.
HTC и Valve заготовили достаточно демок, чтобы показать, что может их штука. В первой меня отправили под воду к обломкам корабля, чтобы просто поднять вещи. Корабль — который я мог свободно исследовать — был наводнен рыбой, которую я мог чувствовать и пытаться схватить своими реально-виртуальными руками. Затем был момент, когда появляется гигантский кит, останавливается и просто смотрит на тебя своим большим глазом. В тот момент я почувствовал себя крошечным, хотя описать точное ощущение в виртуальной реальности довольно трудно. Хотя это важнее, чем частота обновления или разрешение экрана.
В следующем демо я был гигантом, стоящим на поле боя между армиями крошечных солдат. Я мог встать на колени, чтобы посмотреть на них поближе, или же прыгнуть, заглядывая за стену замка. Я хотел крошить их как муравьев, но это было пока невозможно. Такое возможно исключительно благодаря датчикам, которые крепятся к стене. Вы можете двигать головой и телом как угодно, и Vive будет отмечать это, адаптируя точку зрения соответствующим образом.
Больше всего мне понравилось на кухне. Качество графики было неидеально, но я мог видеть все виды ингредиентов для приготовления вокруг: помидоры, грибы, яйца, мясо. Затем появилась меловая доска с рецептом, я прошел по кухне, взял нужные ингредиенты, открыл микроволновую печь, включил ее, заглянул в ящики, в холодильник… и так далее. Все было так натурально. Я даже мог бросить яйцо в стену естественным движением руки и сварить суп из томатов «лайк а босс».
Последнее демо было лучшим. Я переместился в лабораторию Aperture вселенной Portal. Мой бог. Роботизированный голос GlaDOS начал разговаривать со мной и просил закрывать и открывать определенные ящики. В одном из этих ящиков был пирог, но выглядел он явно не как ложь. Потом я должен был открыть большую дверь с красным рычагом. Дрожь, неисправность, появляется робот Atlas — и вам нужно починить его с помощью прикольного плавающего лазерного 3D-интерфейса.
Будет два существенных изменения в финальной версии по сравнению с ранним прототипом, который я испытал, она появится к концу года. Во-первых, висящие на стене датчики будут меньше. Сейчас они как две огромные коробки, не подходят к декорациям. Во-вторых, контроллеры будут полностью беспроводными, а пока же они подключены к персональному компьютеру, как и гарнитура.
Вот это, пожалуй, самое слабое место HTC Vive. Это как Матрица, которая реальна, но в то же время кабель связывает вашу голову с компьютером. Иногда он просто ограничивает свободу ваших передвижений и грозит сбросить устройство с головы (так кажется, во всяком случае). Проблема небольшая, но заметная.
При всех недостатках, HTC и Valve на данный момент создали лучший опыт виртуальной реальности, хотя я бы не стал забегать вперед и говорить, что HTC Vive абсолютный победитель в войне виртуальной реальности. Да, подход HTC и Valve понравился мне больше всего для игр, но Samsung Gear VR отлично подходит для просмотра фильмов на ходу (и у него нет проводов). Oculus Rift и Project Morpheus (особенно тот новый, который у меня пока не было возможности опробовать), несомненно, будут крутыми и лучше придутся к ситуации, когда вам нужно двигаться. То, что Vive использует всю комнату, это и большое преимущество, и ахиллесова пята.
Виртуальная реальности приближается разными дорогами, в разных формах и с разным вкусом. И это, друзья, то самое научно-фантастическое будущее, о котором вы всегда мечтали. Пусть приходит.