Не знаю, как вы, но лично я очень ждал сиквела Watch Dogs. На это были веские причины. Во-первых, хотелось увидеть, какие выводы для себя вынесли разработчики из шквала критики, обрушившегося на первую игру после того, как они искусственно занизили качество графики её финальной версии. Во-вторых, было крайне любопытно, смогут ли в Ubisoft развить многообещающую концепцию «симулятора хакера» и сделать её ещё более увлекательной. В-третьих, ещё одна качественная игра-песочница никому не повредит. И вот наступил тот день, когда Watch Dogs 2 поступила в продажу для PlayStation 4, Xbox One и PC.
Если события Watch Dogs разворачивались в Чикаго, то действие сиквела было перенесено в солнечный Сан-Франциско. Как и в оригинальной игре, весь город работает под управлением операционной системы ctOS, контролирующей каждый шаг его жителей и собирающей ценную информацию о каждом горожанине. За разработкой системы стоит корпорация Blume, руководство которой постепенно запускает свои длинные щупальца во все сферы власти и экономики: от управления биржами до манипуляции итогами президентских выборов. Но на пути любой крупной корпорации рано или поздно встают революционеры из простого народа. В игре ими становятся хакеры из группировки DeadSec.
Протагонистом первой части игры был хакер Эйден Пирс, желающий отомстить за смерть своей шестилетней племянницы, в которой была косвенно виновата корпорация Blume. Главным же героем сиквела становится совершенно новый персонаж – 24-летний темнокожий хакер Маркус «Retr0» Холлоуэй. Он переезжает в самое сердце Кремниевой долины, где на него сразу выходят члены группировки DeadSec, после чего устраивают новичку проверку на профпригодность. Маркус быстро доказывает своим экзаменаторам, что он идеальный кандидат на вступление в их коллектив. В данной ячейке DeadSec помимо него числятся страдающий синдромом Аспергера программист Джош, бойкая уличная художница Ситара, талантливый разработчик софта Гораций, а также загадочный хакер Ренч, никогда не снимающий со своего лица маску со светодиодной матрицей, изображающей его эмоции в виде анимированных смайликов. Вместе они ставят перед собой цель освободить жителей Сан-Франциско от тотального контроля со стороны корпораций и позволить людям принимать свои собственные решения.
С самого начала игры понимаешь, что замысловатого сюжета в ней нет. Просто несколько ребят пытаются бороться с системой всеми доступными им способами: обрушивают сервера, воруют данные, перехватывают телефонные разговоры, разоблачают продажных политиков и полицейских, ловят педофилов, а по вечерам рисуют на стенах зданий неприличные граффити, напиваются «в сопли» и курят травку. Во многом игра перекликается с популярным нынче телесериалом «Мистер Робот», рассказывающем о жизни хакера Эллиота Алдерсона, который также вместе со своими товарищами пытается бороться с тоталитаризмом крупных компаний. В сегодняшнем мире, как утверждают персонажи Watch Dogs 2, собранные о пользователях данные ценятся куда больше, чем сами пользователи. И с этим сложно поспорить. Хакеры пытаются донести эту мысль до ни о чём не подозревающих людей путём регулярных интернет-трансляций, в которых обращаются ко всем и каждому. Стримы привлекают к DeadSec новых сторонников и активистов, добровольно предоставляющих им доступ к вычислительной мощности (но не к личным данным!) своих компьютеров и мобильных устройств, прокачивая тем самым ботнет группировки.
Игра во многом перекликается с реальностью, хотя разработчики в самом начале пишут стандартную фразу: «Все персонажи и представленные в игре компании являются плодом воображения сценаристов и не имеют никакой связи с реально существующими людьми и организациями». В ходе игры ты понимаешь, что это лишь юридическая отмашка, чтобы в случае чего можно было успешно отбиться от судебных нападок со стороны обиженных и оскорблённых «звёзд», как это было в своё время с GTA V и Линдси Лохан. Если хорошенько присмотреться, в игре вы найдёте немало параллелей с реальностью. Социальная сеть !NViTE – это копия Facebook, поисковик Nudle пародирует Google во всей его красе, а уж про кандидата в президенты США по фамилии Трасс и говорить ничего не нужно, здесь и так всё понятно. И подобных отсылок к реальному миру в игре просто огромное количество. Между собой хакеры обсуждают, кто круче – чужой или хищник, делятся впечатлениями о вышедших в кинопрокат блокбастерах, перетирают косточки любимым актёрам, другими словами, ведут себя как обычные гики. Даже их штаб-квартира находится в подвале магазина, торгующего настольными играми.
В Watch Dogs 2 высмеяли даже печально известные отношения актёра Тома Круза и Церкви Саентологии, только вместо них в игре нам показывают актёра Джимми Сиско и церковь New Dawn. Юмор юмором, но не всё в Watch Dogs 2 смешно. Например, меня несколько накаляет активно проникающая в видеоигры западная толерантность к всевозможным сексуальным меньшинствам. Я не ханжа и ни разу не гомофоб, но когда на меня с экрана непрекращающимся потоком льются геи с их каминг-аутами, политики-трансгендеры, гей-бары и лесбиянки-феминистки, становится как-то не по себе. Складывается ощущение, что под давлением со стороны ЛГБТ-сообщества, разработчики были вынуждены переписать большую часть сценария игры, чтобы угодить всем без исключения. Впору размещать в опциях современных игр пункт «А можно мне игру без всего вот этого?», наподобие того, как в старых файтингах можно было «выключить кровь». Но поскольку найдутся активисты, которые обязательно засудят за подобную дискриминацию разработчиков и издателя, такой возможности в игре, разумеется, нет.
Пришла пора поговорить об игровом процессе. Многие элементы оригинальной Watch Dogs перекочевали в сиквел. Вы по-прежнему можете сканировать окружающий мир с помощью своего смартфона и установленного на него хакерского софта. Можете читать чужие SMS-переписки, подслушивать телефонные разговоры, видеть биографии встретившихся на вашем пути людей и даже воровать деньги с их банковских счетов. Взаимодействие с различными устройствами и механизмами также осталось практически нетронутым, за тем исключением, что теперь у вас в помощниках появились квадрокоптер и крошечная двухколёсная машинка «Джампер». Она может высоко прыгать и проникать в помещения через небольшие отверстия или вентиляционные тоннели, после чего взламывать за вас компьютерные системы и активировать питание удалённых терминалов. Если охранник заметит «Джампера», он обязательно пнёт его или выстрелит в подозрительное устройство. После этого вам придётся некоторое время подождать, прежде чем сможете воспользоваться услугами своего помощника снова. У «Джампера» и квадрокоптера есть определённый радиус действия, превысив который устройства предупреждают вас, что вы вот-вот потеряете с ними связь.
Разработчики из Ubisoft впервые отказались в своей игре от системы захвата вышек! Ура, товарищи! Больше никакого тотального контроля над территориями. Вы сразу можете отправиться в любой уголок Сан-Франциско и чувствовать себя там более или менее комфортно, не будучи под колпаком у полиции и ФБР. В смартфоне главного героя всё устроено, прямо как в реальной жизни. Вы заходите в магазин приложений Blume, устанавливаете оттуда Nudle Maps (Google Maps), Song Sneak (Shazam) или, например, приложение Driver: SF, позволяющее в свободное время подрабатывать таксистом. Прямо из смартфона вы можете выбрать для себя наиболее интересную миссию и начать проходить её. Задания делятся на основные, продвигающие сюжетную кампанию вперёд, необязательные второстепенные, а также на сетевые, когда для достижения цели вам придётся действовать либо совместно с другими игроками, либо против них. В игре реализован бесшовный мультиплеер, что позволяет другим игрокам совершенно незаметно внедряться в вашу игровую сессию или покидать её.
Миссии в игре стали гораздо более разнообразными и сразу чувствуется, что игровая индустрия старается хоть ненамного, но приблизиться к эталону в данном направлении – к игре The Witcher 3. Сценаристы Ubisoft постарались сделать каждую миссию в чём-то уникальной, вдохнуть в неё жизнь, чтобы она не казалась со стороны шаблонной и повторяющейся. Получилось у них или нет, судить в итоге вам, но от себя скажу, что некоторые миссии вышли действительно очень увлекательными. В ходе их выполнения вам доведётся побывать в легендарной тюрьме Алькатрас, а также на хакерском фестивале, взломать спутники Blume, помешать подтасовке голосов в президентской гонке, спасти немало невинных людей, пострадавших от тоталитаризма и жадности бездушных корпораций, а также совершить немало других добрых поступков. Каждая миссия может состоять из нескольких отдельных заданий, так что пройти её за 10 минут у вас не выйдет при всём желании. Некоторые миссии лично я проходил по нескольку часов, тщательно исследуя локации, выводя из строя врагов и просчитывая пути к отступлению. Да, стелс из игры никуда не делся. Вы по-прежнему можете проходить задания максимально скрытно и никого не убивая.
Хакерский взлом в игре реализован путём решения незамысловатых головоломок, отдалённо напоминающих старую игру Pipe. Вы должны будете соединять механизмы и серверы с источниками питания и данных, манипулируя их ключевыми узлами и перенаправляя потоки в ту или иную сторону. Самое интересное, что узлы эти могут располагаться не только на полу и стенах помещения, но и снаружи, на фасаде здания или вовсе на какой-нибудь соседней телебашне, где без квадрокоптера вам просто не обойтись. Также в процессе прохождения вы сможете использовать любые подручные средства для борьбы с противниками. Например, как и в первой части, можно будет взрывать электрощитки, вырубая охранников. Но на этот раз вы сможете активировать в щитках детекторы движения, которые произведут взрыв, как только враг приблизится к ним на достаточное расстояние. А для привлечения внимания врага можно издали сделать так, чтобы щиток издал какой-нибудь подозрительный звук.
Главный герой за выполнение заданий получает очки умений, на которые в специальном приложении смартфона вы можете приобрести новые полезные навыки. Все умения разделены на несколько ключевых групп. К «Дистанционному управлению» относятся скиллы по управлению «Джампером» и квадрокоптером. «Взлом транспорта» позволит Маркусу бесшумно угонять автомобили, дистанционно контролировать движение вражеских транспортных средств и даже взламывать вертолёты. «Социальная инженерия» включает в себя навыки, позволяющие вам манипулировать толпой, например, отправить охраннику отвлекающую SMS-ку со смешным анекдотом или же отправить в полицию фальшивую ориентировку на неугодившую вам персону, после чего прибывшая полиция скрутит ни о чём не подозревающего человека и увезёт на допрос. «Взлом города» даёт хакеру доступ к городской инфраструктуре: вы сможете вырубать свет в целых кварталах, отключать системы безопасности в крупных зданиях и создавать помехи преследующим вас автомобилям, взрывая проходящие под дорогой трубы. Разнообразных навыков очень много, но не все они доступны игроку с самого начала. Чтобы разблокировать некоторые придётся сначала обнаружить требующуюся для их активации информацию, спрятанную в разных точках города.
Визуально игра несколько похорошела со времён первой части, но нельзя сказать, что графика в ней идеальна. Город выглядит замечательно, и любоваться местными видами вы сможете часами напролёт. Думаю, что игра для консолей (а я проходил её на своём Xbox One) изначально выглядит несколько проще, нежели продвинутая PC-версия. Напомню, что оригинальный Watch Dogs в своё время захлебнулся критикой из-за того, что ПК-игроки вынуждены были довольствоваться урезанным в угоду консолей проектом. Сделано это было для того, чтобы все геймеры были в равном положении. Разработчики учли свою ошибку, и второй раз на одни грабли наступать не стали. Отдельно порадовали меня стильные вкрапления в игру элементами ASCII-графики и пиксельарта. Практически все меню в игре выполнены в особой «хакерской манере», когда на экране всё движется, прыгает, повсюду мелькают какие-то пиктограммы и символы. Глядя на это со стороны, вам может показаться, что это какая-то аляповатая безвкусица, но на самом деле – это уникальная форма искусства, которая не так проста, как кажется.
Локации очень разнообразны и исследовать их действительно интересно, учитывая, что повсюду разработчиками спрятаны различные секреты, бонусы и дополнительные миссии. Но в общем и целом складывается ощущение, что город какой-то ненастоящий, искусственный. Вроде бы люди куда-то бредут, автомобили едут, но чего-то по-прежнему не хватает для ощущения полной гармонии. Виртуальный Сан-Франциско вряд ли можно назвать по-настоящему «живым». Вот я остановился на дороге, позади меня образовалась пробка, но водители не могут объехать меня по встречной полосе (и нет, там не сплошная разделительная). А вот автомобиль случайно сбил пешехода, и кто-то из прохожих даже позвонил в 911. Прибывший полицейский автомобиль подъехал к месту происшествия, приостановился на пару секунд, после чего поехал дальше, а виновник ДТП спокойно продолжил сидеть в автомобиле с отсутствием каких-либо эмоций на лице. Другими словами, Ubisoft ещё предстоит огромная работа, прежде чем им удастся приблизиться к своим коллегам из Rockstar.
Очень порадовал саундтрек игры. В своё время я откровенно ругал первую часть за то, что её OST состоял преимущественно из хип-хопа. Watch Dogs 2 может похвастать весьма разнообразным плей-листом, где есть место множеству знаменитых музыкальных коллективов и исполнителей, как современных, так и уже ставших легендарными. Здесь вам и такие электронщики, как Aphex Twin, Square Pusher, The Prodigy и Crystal Castles, и великий Боб Марли с группой The Wailers, и Megadeth, и NOFX, и множество других хорошо знакомых всем имён и названий. Приятным открытием для меня стало наличие в игре классических произведений великих композиторов Дебюсси, Моцарта, Баха и Бетховена. Теперь разбираться с бандитами и коррумпированными политиками можно под великолепную симфоническую музыку. В общем, к саундтреку Watch Dogs 2 у меня, как вы уже поняли, претензий никаких больше нет.
Основная сюжетная кампания Watch Dogs 2 проходится в среднем за 20 часов. Если же вы захотите пройти ещё и дополнительные задания, смело накидывайте сверху ещё 5 часов. А если вы перфекционист и хотите исследовать мир игры на все 100%, готовьтесь посвятить этому более 50-ти часов своей жизни. Значительно сэкономить время позволяет система быстрого перемещения по карте. Непосредственно к точке начала выполнения задания телепортироваться вы не сможете, зато сможете отправиться к близлежащему магазину или кафе, а оттуда уже рукой подать до необходимой вам локации. Впрочем, вы можете добираться до места назначения и по старинке: с помощью автомобиля, грузовика, мотоцикла, квадроцикла или лодки (летающих транспортных средств в игре я не обнаружил). При этом Watch Dogs 2 страдает от бича современной игровой индустрии – продолжительных загрузок. Если вы будете играть на консолях, то придётся провести немало времени, видя перед собой loading-экран с незамысловатыми пиксельными анимациями, но тут ничего не поделаешь. Владельцам быстрых PC с SSD-накопителями в этом плане повезло гораздо больше.
Самой слабой составляющей игры на мой взгляд являются откровенно скучные персонажи. Если не брать в расчет задорного и необычного Ренча, а также главного антагониста Душана Немеча (инженера по безопасности корпорации Blume), после завершения игры вы вообще больше никого не вспомните. Маркус Холлоуэй какой-то совершенно невыразительный хипстер, не способный вызвать в игроке искренних эмоций (хотя многим моим западным коллегам он очень понравился). Остальные участники DeadSec тоже не дотягивают даже до оценки «хорошо», несмотря на то, что всё же они на голову выше героев прошлой игры. В первой Watch Dogs с героями ситуация обстояла ещё хуже. В сиквеле разработчики хотя бы решили избавиться от тупого непроходимого пафоса, отчего игра только выиграла, став более весёлой и непринуждённой. Кстати, в Watch Dogs 2 вы встретите нескольких персонажей из предыдущей части, но кто это будет – я вам не скажу. Пускай это останется для вас сюрпризом. Ещё одним минусом лично я считаю наличие в игре целой кучи встроенного платного контента. Если Season Pass с новыми сюжетными миссиями за 3099 рублей я ещё могу как-то понять, то приобрести за свои кровные деньги новую одёжку для главного героя или эксклюзивную раскраску для пистолета – у меня рука никогда не поднимется.
Плюсы:
- Огромный солнечный Сан-Франциско, полностью доступный для исследования.
- Визуально Watch Dogs 2 сильно похорошела со времён выхода оригинала.
- Саундтрек включает множество жанров и замечательных исполнителей.
- Вы можете подчинить своей воле практически любую систему и механизм.
- Главный герой получает себе в помощь «Джампера» и квадрокоптер.
- Игру можно пройти в режиме Stealth, не попадаясь никому на глаза.
- Миссии стали в разы более увлекательными и разнообразными.
- В Ubisoft, похоже, поняли, что пришла пора избавиться от «захвата вышек».
- По всей карте разбросаны всевозможные бонусы и секретные места.
- Эта песочница способна развлекать вас на протяжении десятков часов.
- Бесшовный мультиплеер, позволяющий играть с друзьями или против них.
- Просто замечательная финальная миссия основной сюжетной кампании.
Минусы:
- Виртуальный город всё ещё кажется недостаточно настоящим.
- Перебор сексуальных меньшинств на минуту экранного времени.
- Искусственный интеллект оставляет желать много лучшего.
- Очень много встроенного в игру платного контента.
- Совершенно невыразительный главный герой.
Разработчики из Ubisoft сделали правильные выводы из критики первой игры и исправили практически все свои ошибки в её сиквеле. Мир Watch Dogs 2 стал более ярким, приветливым к игроку, а самое главное – насыщенным и «без вышек». Да, пока игра сильно не дотягивает до законодателя жанра песочниц, но совершенно очевидно, что во французском издательстве не собираются бросать начатое, и рано или поздно серия Watch Dogs сможет на равных конкурировать с Grand Theft Auto. Если разработчикам удастся создать по-настоящему запоминающихся персонажей и победить некоторые небольшие недостатки своих игр, серия действительно может превратиться в настоящий феномен. Первой Watch Dogs в своё время я с натяжкой поставил 7 баллов, но сиквел тянет на уверенные 8 баллов из 10.